Хотя вопрос политической рекламы часто доводится до сведения Совета по телерадиовещанию (СТР), в том числе посредством петиций Центра независимой журналистики (ЦНЖ), власти по-прежнему лишены возможности действовать из-за отсутствия правовой базы, регламентирующей это явление, согласно официальному ответу председателя учреждения Алы Урсу-Анточ.
Осенью прошлого года бывший председатель Совета Драгош Викол несколько раз заявлял, что СТР просил представителей гражданского общества «предоставить экспертизу и рекомендации, касающиеся действий органа власти по решению вопросов в сфере телерадиовещания, в подобных ситуациях, а также представить предложения по адресу Парламентской комиссии по культуре, образованию, исследованиям, молодежи, спорту и средствам массовой информации в целях внесения изменений в законодательную базу». Тогда эксперты настаивали на том, чтобы вновь обсудить проект нового закона о рекламе, по которому Парламент проголосовал в первом чтении в 2018 г. и впоследствии отказался от него. «Доработать, усовершенствовать и проголосовать в окончательном чтении», – предложили они.
Проблема, таким образом, остается на рассмотрении народных избранников. «Законодателям еще предстоит решить, как регламентировать политическую рекламу, поскольку к этому вопросу существуют разные подходы, и существует единого мнения о том, как правильно регламентировать политическую рекламу», – утверждает Ала Урсу-Анточ в ответе ЦНЖ от 9 февраля нынешнего года. «Закон о рекламе должен пролить свет на этот вопрос, чтобы нас больше не обвиняли со всех сторон», – заявила председатель на предыдущем заседании, затрагивая вопрос нескольких петиций ЦНЖ, в которых потребители средств массовой информации сообщали о трансляции на некоторых телеканалах в выпусках новостей социальных репортажей, пропагандирующих инициативы определенных политических партий без надлежащего обозначения (не указывалось, что это политическая реклама). «Совет рассмотрит законопроект о рекламе, по которому состоялось голосование в первом чтении, и в случае необходимости внесет предложения, рекомендации по этой теме», – указывается в письме СТР.
За последние шесть месяцев телезрители уведомили нас о 14 случаях трансляции сюжетов на политические темы на некоторых телеканалах. После проверки полученных жалоб было составлено множество петиций, отправленных в Совет для рассмотрения. Тем не менее, опыт первого полугодия демонстрирует, что в таких ситуациях поставщики медиауслуг отрицают какую-либо связь транслируемого материала со скрытой политической рекламой, а регламентирующая инстанция хоть и признает это явление, однако не может принять меры в силу отсутствия законодательных положений. «Юридического определения политической рекламы нет», следовательно, и регламентировать ее невозможно, как утверждают члены Совета.
В недавнем интервью, опубликованном на портале Media Azi, посол Европейского Союза Петер Михалко, ссылаясь на СТР и неосуществленные обязательства, упомянул, что «граждане и СМИ должны и далее требовать и настаивать, так как в противном случае очевидно, что воля народа не соблюдается. (…) Должно быть ясно, что, если СТР не начнет оправдывать ожидания, он станет полностью лишенным доверия учреждением, и это окажет влияние и на тех, кто поставил Совет в такое положение».