После того, как Координационный совет по телевидению и радио, сославшись на отсутствие правовых положений, отказался применить санкции за трансляцию фильмов, содержащих сцены психического и физического насилия, без четкого указания ограничения по возрасту, председатель Совета признал, что власти, тем не менее, могли бы способствовать устранению этого явления — например, разработать поправку к Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах, — заявил Драгош Викол в интервью порталу Media Azi.
В ходе интервью Викол повторил аргументы, прозвучавшие в обращении Центра независимой журналистики к Совету по поводу ряда нарушений, допущенных некоторыми каналами при ретрансляции зарубежного контента. «В сферу ответственности КСТР входят радиостанции и телеканалы, находящиеся в юрисдикции Республики Молдова. С другой стороны, дистрибьюторы медиауслуг не могут вмешиваться, исключая определенные фильмы из сетки вещания или «замазывая» в них несоответствующие сцены. Их единственная обязанность и техническая возможность — это ретрансляция. Они не обязаны заниматься цензурой, а мы не можем наказать кабельного провайдера», — уточнил председатель Совета.
Тем не менее, он признал, что некоторые телеканалы, постоянно транслирующие сцены насилия, можно было бы исключить из сеток вещания. Точнее, поскольку дистрибьюторы медиауслуг получают от КСТР разрешение на деятельность на основании комплекта документов, который включает договоры с зарубежными поставщиками, Совет мог бы потребовать у них пересмотреть списки их клиентов, отказавшись от тех, кто предлагает программы, не отвечающие требованиям действующего законодательства.
«Однако следует учесть, что мы выдаем разрешения кабельным каналам сроком на пять лет. Думаю, нужно внести к Кодекс об аудиовизуальных медиауслугах механизмы, позволяющие нам вмешиваться не через пять лет, а раньше. В случае если телеканал постоянно транслирует пугающие, насильственные сцены, несомненно, члены КСТР, невзирая на все нормативные положения, предложат дистрибьютору не включать данный телеканал в список ретранслируемых поставщиков», — пояснил Драгош Викол.
«Мы попробуем этого добиться, хотя есть крупные дистрибьюторы медиауслуг, ретранслирующие по 250-300 телеканалов. Мы пытаемся провести хотя бы сводный анализ всех этих каналов, однако невозможно быть в курсе абсолютно всего. Это очень сложно, но если будут выявляться нарушения, мы будем реагировать и стараться путем различных уведомлений добиваться расторжения соответствующего договора. (…) В долгосрочной перспективе самым надежным решением было бы обращение в профильную парламентскую комиссию для внесения поправок в законодательство», — подытожил председатель КСТР.
Ранее исполнительный директор Ассоциации электронной прессы Ион Бундуки в интервью T(V)E Privește! сообщил, что, хотя закон запрещает кабельным провайдерам вмешиваться в ретранслируемый контент, «это не значит, что дистрибьюторы могут распространять все, что угодно». «Существуют медийные материалы (терроризм, детская порнография и т. д.), которые запрещено транслировать как поставщикам, так и дистрибьюторам медиауслуг. Если в ретранслируемом пакете обнаруживаются проблемные телеканалы, поставщик несет за это ответственность, ведь именно он формирует пакет. Следовательно, в первую очередь необходимо включать в оферту только те каналы, которые не противоречат законодательству страны», — пояснил Бундуки.
В ходе открытого заседания 11 сентября члены КСТР рассмотрели ряд петиций, поданных Центром независимой журналистики на основании жалоб телезрителей, которые сообщали о сценах физического и психического насилия высокой интенсивности, а также эротических сценах и ненормативной лексике, появлявшихся на экранах без четкого указания ограничения по возрасту в часы, когда телевизор смотрят дети. Посовещавшись, члены КСТР приняли решение оштрафовать только компанию Urania FM – основателя местного телеканала NTS, в то время как остальные шесть зарубежных каналов (Мужское кино, Кинохит, Киносемья, TV 1000, TV 1000A и Vip Comedy) избежали наказания, поскольку действие Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах в текущей редакции распространяется только на поставщиков и дистрибьюторов, находящихся в юрисдикции Республики Молдова.